Устойчивость и неустойчивость
(Возмущения в воздухе)
Во всем разделе, посвященном метеорологии, мы будем часто употреблять слова «устойчивость» и «неустойчивость», а время от времени будет упоминаться «температурный градиент». Поэтому очень важно, чтобы вы хорошо поняли, что означают эти термины.
Рис. 12. В последующих объяснениях мы пользуемся метрической системой мер ввиду ее почти всемирного распространения и большого удобства. В США обычно пользуются шкалой Фаренгейта, поэтому мы даем сравнение шкал температур по Цельсию и Фаренгейту.
Рис. 13. Кроме «устойчивости» и «неустойчивости», вы должны также понимать различные значения термина «влажность», как он применяется в метеорологии, и знать, что означают «относительная влажность», «абсолютная влажность» и «удельная влажность». Действительное содержание влаги в воздухе составляет обычно некоторый процент от того количества влаги, которое содержал бы воздух, насыщенный влагой при той же температуре. Этот процент и называется относительной влажностью и равен 100, когда воздух насыщен. Удельная влажность (важнейшая для характеристики воздушных масс величина) есть весовое количество влаги в какой-либо единице веса воздуха, например, количе-
ство граммов воды в 1 кг воздуха. Абсолютного влажностью называется вес влаги, содержащейся в данном объеме воздуха. Нетрудно понять, что при вертикальных перемещениях воздуха (конвекции) или при горизонтальной циркуляции изменения температуры вызывают изменение относительной влажности (так как, чем теплее воздух, тем больше влаги он может содержать; см. рис. 14) и изменение абсолютной влажности (вследствие изменения объема воздуха), но не вызовут изменения удельной влажности, если только не будет прибыли или потери влаги в воздухе.
Рис. 14. Вспомним, что чем выше температура воздуха, тем большее количество (по весу) влаги он может содержать. Как показано на рисунке, воздух при 20° С может содержать больше влаги,- чем воздух при любой более низкой температуре. Представим себе, что некоторый изолированный объем воздуха нагрели до 20° С и дали ему поглотить такое количество влаги, какое он может поглотить при этой температуре. Если воздух будет теперь охлаждаться, влага начнет выделяться из него, как показано в С.
Температура насыщенного влагой воздуха называется «точкой росы». Если воздух не насыщен, то его «точкой росы» будет та температзфа, до которой надо охладить его, чтобы он оказался насыщенным. Точка росы имеет важное значение, так как разница между температурой воздуха и точкой росы дает нам прямое указание, насколько воздух должен охладиться, чтобы дойти до насыщения и конденсации. Точка росы всегда указывается в полных метеорологических бюллетенях. Если разница в температурах воздуха и точки росы невелика, то для насыщения воздуха достаточно незначительного его охлаждения, тогда как при большой разнице в температурах воздуха и точки росы потребуется очень сильное охлаждение, чтобы получить насыщение.
Рис. 15. Если вы возьмете с собой барограф (прибор, записывающий давление) и будете замечать его показания через каждые 300 м вашего подъема, вы увидите, что фактическое падение давления при подъеме на каждые следующие 300 м уменьшается. На рисунке показаны стандартные значения фактических изменений давления на каждые 300 м подъема. От уровня моря до высоты 800 м падение давления наибольшее, а далее оно уменьшается.
Рис. 16. Чтобы получить падение барометрического давления на 25 мм ртутного столба на больших высотах, вам придется подняться на большее количество метров, чем это было бы необходимо ближе к уровню моря (это, как будет объяснено на стр. 319, обусловливает скорость снижения на самолете с больших высот, если вы хотите избежать неприятных физиологических ощущений).
Возвращаемся к «устойчивости» и «неустойчивости», «температурным градиентам» и т. д. Рассмотрим скорость, с которой изменяется температура воздуха при подъеме.
В среднем падение температуры равно 0,6° С на 100 м подъема, но время от времени эта величина изменяется. Предположим, что вы поднимаетесь вертикально в атмосферу с прибором, позволяющим наблюдать изменение температуры с высотой. Например, вы начинаете подъем от уровня моря при температуре 15° С и, поднявшись на 1000 м, наблюдаете на этой высоте температуру в 10°. Кроме того, по вашим наблюдениям изменение температуры во время подъема происходило равномерно. Общее изменение в 5° С на 1000 м, или 0,5° С на 100 м, называется наблюдаемым температурным градиентом.
Рис. 17. Рассмотрим теперь изменения, происходящие в изолированной массе воздуха, когда она целиком поднимается в окружающей
атмосфере. По мере подъема воздух вступает в область с более низким атмосферным давлением и поэтому расширяется. Расширяясь, воздух совершает работу и охлаждается, причем это охлаждение происходит довольно равномерно вследствие непрерывного падения давления. Скорость охлаждения изолированного воздуха при подъеме в область пониженного атмосферного давления называется адиабатическим температурным градиентом. Это просто означает, что изменения температуры происходят в данной массе воздуха без потери тепла в окружающий воздух и без приобретения тепла из окружающего воздуха. Это понижение температуры (температурный градиент) поднимающейся массы воздуха равно приблизительно 1°С на каждые 100 м подъема (фактически 0,98° С). Этот температурный градиент присущ только ненасыщенному воздуху, т. е. такому, который может при данной температуре содержать в себе больше влаги, чем в нем заключается. На рис. 17 мы видим, что происходит, когда масса воздуха А целиком поднимается на 300 м, переходя в положение В. Температура внутри этой изолированной массы падает на 3° С, что и является адиабатическим температурным градиентом для сухого воздуха[2]. Но температура окружающего воздуха на уровне В оказывается равной 13,2° С. Это значит, что окружающий воздух теплее и менее плотен и что в результате изолированная масса воздуха будет стремиться опуститься до первоначального уровня.
В то время как температурный градиент для ненасыщенного воздуха равен 1°С на 100 ж подъема, запомните,— и это очень важно, — что для подымающегося насыщенного воздуха
(т. е. воздуха, содержащего при любой температуре максимально возможное количество влаги) температурный градиент равен не 1°С на 100 м, а примерно половине этой величины.
Рис. 18. На этом рисунке вы можете заметить, что изолированная масса воздуха, поднятая вертикально вверх, расширилась и охладилась при сухоадиабатическом температурном градиенте (1° на каждые 100 м подъема). Вы также заметите, что окружающий воздух случайно имеет наблюдаемый температурный градиент, равный 1°С на каждые 100 м подъема. Ввиду равенства температур поднимающегося воздуха и окружающего воздуха плотность их будет одинакова, поэтому изолированная масса воздуха не будет иметь тенденции подниматься или опускаться. Такое состояние называется безразличным равновесием и иногда наблюдается в атмосфере.
Рис. 19. Наблюдаемый температурный градиент воздуха в этом примере равен только 0,5° С на 100 м. Это значит, что если изолированная
Рис. 19.
масса ненасыщенного воздуха будет поднята так же, как на рис. 17, она охладится при сухоадиабатическом температурном градиенте, равном 1° С на 100 м, и будет стремиться опуститься (на рисунке эта тенденция изображена в нарочно преувеличенном виде тонущим железным шаром), так как воздух будет все время холоднее, а следовательно, и плотнее окружающего воздуха. Это состояние называется устойчивым ‘равновесием.
Рис. 20. Если наблюдаемый температурный градиент в свободной атмосфере равен, например, 2° С на 100 м подъема, то картина будет обратна той, которую мы имели на рис. 19. Поднимающаяся масса воздуха будет охлаждаться при сухоадиабатическом температурном градиенте, равном 1°0 на 100 м, и, оставаясь все время теплее и легче окружающего воздуха, будет подниматься, как пробка в воде. Это состояние называется неустойчивым равновесием (состояние атмосферы, которое во время полета так же не понравится вам, как и бестолковому Джо).
Рис. 21. Здесь обычные кривые, характеризующие изменение температуры с высотой; температуры отложены по абсциссе, высоты отложены по ординате. Они показаны здесь в виде прямых ради наглядности объяснения; на самом деле они могут быть как прямыми, так и кривыми. Вы видите, что сухоадиабатический градиент остается постоянным — равным 1° С на каждые 100 м. Для устойчивого равновесия наблюдаемый температурный градиент должен быть меньше сухоадиабатического градиента. Если в атмосфере наблюдается вертикальный температурный градиент такого типа и если изолированная масса воздуха будет, например, поднята
над горой внезапным горизонтальным порывом ветра, воздух опять опустится, как только прекратится действие приложенной к нему силы. Кривая, изображающая неустойчивое равновесие, носит характер, обратный характеру только что описанной кривой.
Рис. 22. Прежде чем продолжать рассмотрение явлений погоды, я хотел бы, чтобы вы твердо запомнили, что, когда вода испаряется в воздух, на превращение каждого грамма воды в пар затрачивается около 600 малых калорий (единиц тепла). Обратно, когда пар конденсируется в воду, на каждый грамм получающейся воды освобождается и выделяется в воздух около 600 малых калорий.
( і Р и с. 23. Теперь внимательно следите за моими рассуждениями, так как мы начинаем углубляться в существо вопроса. Вам часто придется наблюдать в атмосфере вертикальный температурный градиент, обусловливающий устойчивое равновесие в свободном воздухе, пока этот воздух не насыщен.
Но из наших предыдущих рассуждений вы помните, что, когда поднимающаяся масса воздуха дойдет путем адиабатического охлаждения до насыщения, скорость охлаждения уменьшится благодаря выделению теплоты при конденсации, как указано на рис. 22. Поэтому градиент становится равным примерно половине сухоадиабатического градиента, т. е. около 0,5° С на каждые 100 м подъема. Эта величина охлаждения воздуха после насыщения изменяется в зависимости от содержания влаги, а следовательно, и от температуры насыщенного воздуха.
На рис. 14 мы видели, что чем выше температура воздуха, тем больше влаги (по весу) он может содержать.
Линия AF на рис. 23 представляет наблюдаемый вертикальный температурный градиент, который меньше сухоадиабатического градиента. Отрезок АВ представляет адиабатический градиент — скорость, с которой охлаждается при подъеме ненасыщенный воздух. Линия BCHDE (кривая адиабатического температурного градиента насыщенного воздуха —■ так называемого влажноадиабатичеекого градиента) указывает скорость охлаждения поднимающейся массы воздуха после насыщения.
Как видно из диаграммы, поднимающаяся масса воздуха охлаждается при сухоадиабатическом градиенте (1° С на 100 м), пока не достигнет точки В. От В до С охлаждение происходит при влажноадиабатическом градиенте для насыщенного воздуха (около 0,5° на 100 м). До точки С поднимающийся воздух все время остается холоднее окружающего воздуха, следовательно, воздух будет находиться в состоянии устойчивого равновесия, как показано на рис. 19. От С до D кривая, изображающая скорость охлаждения поднимающегося воздуха, проходит вправо от кривой наблюдаемого температурного градиента атмосферы {AF) это показывает, что поднимающийся воздух теплее окружающего воздуха. А вы знаете (рис. 20), что это состояние является состоянием неустойчивого равновесия.
Вы видите на диаграмме, что по мере уменьшения содержания влаги в воздухе скорость охлаждения насыщенного воздуха увеличивается; происходит это просто потому, что конденсируется все меньшее и меньшее количество водяного пара, а значит, поднимающаяся воздушная масса получает все меньшее количество тепла. С уменьшением содержания влаги кривая все больше приближается к кривой сухоадиабатического градиента, который установится снова после того, как сконденсируется вся влага, содержащаяся в поднимающемся воздухе.
До точки С для подъема воздуха требуется какая-то механическая сила, например, влияние горной вершины или давление более плотного воздуха, так как воздушная масса находится в состоянии устойчивого равновесия, т. е. тяжелее окружающего воздуха. Выше С воздушная масса теплее окружающего воздуха. От С до D — второй точки пересечения кривых — воздушная масса поднимается самостоятельно, так как она находится в неустойчивом равновесии. Но, кроме того, ее подъем до точки D будет ускоренным с наибольшим ускорением в точке Н, как того можно было ожидать, рассуждая логически, так как в этой точке кривые дальше всего расходятся одна от другой; а это значит, что в точке Н наблюдается наибольшая разница в температуре и плотности между поднимающейся воздушной массой и окружающим воздухом. Когда наблюдаемый вертикальный температурный градиент атмосферы находится между градиентом
сухого воздуха и градиентом для насыщенного воздуха, как показано на диаграмме, — налицо «влажнонеустойчивость». Кроме того, в воздушной массе, непрерывно поднимающейся с возрастающей скоростью, возникают конденсация, осадки и облака. Позднее, когда мы будем говорить об опасности полетов во время грозы, я еще вернусь к этому кажущемуся повороту от устойчивости к неустойчивости. Умение распознавать состояние влажнонеустойчивого равновесия воздуха имеет большое значение для прогноза погоды, так как это состояние свидетельствует о вероятном наличии в облаках мощных восходящих потоков, вызывающих сильные воздушные возмущения (турбулентность).
Прежде чем продолжать, я укажу, что атмосферное давление измеряется не только в миллиметрах или дюймах ртутного столба, но и в миллибарах, причем 1 мм рт. ст. равен 1,333 миллибара (мб) при 0° С х. При объяснении последующих диаграмм мы будем брать для сравнения высоту, соответствующую атмосферному давлению в 1000 мб (750 мм рт. ст.). На практике целый ряд величин принято относить к уровню, соответствующему давлению в 1000 мб.
Рис. 24. Когда воздух нагревается адиабатически, при увеличении давления и уменьшении объема без приобретения или потери тепла, температура поднимается. Но если воздух охлаждается адиабатически (вследствие уменьшения давления на данную изолированную воздушную массу и увеличения ее объема), температура падает. Уровень давления, применяемый в практической метеорологии для определения некоторых величин, будет, как я только что сказал, уровнем, соответствующим 1000 мб.
Со[3] |
На диаграмме поясняется понятие «потенциальной» температуры воздушной массы в точке А. Посмотрим, что получится, если в точке А, которая находится на уровне, соответствующем 800 мб, будем повышать температуру при сухоадиабатическом температурном градиенте (не подумайте только, что сам воздух при этом
Воздух в безразличном % равновесии .сг Потенциальная А %. темп, постоянна § с высотой | Воздух £ 1 — ^ ▼ % 1 1ППП,■< •&. |
Воздух устойчив о д> Наблюдаемый градиент меньше ЩЛ адиабатического о усч g ^ у Потенциальная темп. *Воздух^Ъ, увеличивается £ і 1 ^ к» с высотой 1 \ 0 I и * V ? ▼ iW\ 1 _ //7/7/7 mA = V’ |
Воздух неустойчив Наблюдаемый градиент больше адиабатического ь^&Потвнциальная темп а уменьшается 5 k с высотой ч Т «о І V Vs. й, *з I ‘ ‘Ч Возоух I ч *v*> 1 тпп м-* чл |
т теп мА Х& |
1 Aooo Со Во Т ПЛПмА \-±А-Л—| |
. Л X ▼ fpppufi *—f—3—f X |
Те мпература~*А |
Температура -*■*• Потенциальные температуры в А, В, С и В |
Потенциальные L температуры в A, B. CuD |
Рис. 25. Рис. 26, Рис. 27.
будет скользить вниз по линии, параллельной адиабатической кривой!). Когда вы, увеличивая температуру адиабатически, дойдете до давления в 1000 мб в точке В, вы увидите, что температура здесь выше, чем она была в точке А. Эта температура при давлении в 1000 мб, выраженная в градусах абсолютной температурной шкалы, называется «потенциальной» температурой. Предположим, например, что температура в точке А равна 10° С. Вертикальное расстояние от 800 мб до 1000 мб составляет около 1800 м. Температура повышается адиабатически на 1° С на каждые 100 м спуска. Значит, температура поднимется на 18° и на уровне, соответствующем ІОООліб, достигнет 28° С (10° в точке Л+18°=28°). Потенциальная температура, выраженная в градусах абсолютной шкалы (273° абсолютной шкалы равняется 0° С) будет 273°+28°=301° абс. (0° абс. =—273° С).
Если атмосферное давление в точке, для которой вы хотите определить потенциальную температуру, выше 1000 мб, как, например, в точке L, в которой давление равно 1050 мб, то процесс также протекает адиабатически, но не вниз, а вверх, по адиабатической кривой. Вы увидите, что от L до В температура уменьшается и воздушная масса будет иметь в точке В меньшую фактическую температуру, чем в точке L, хотя потенциальная температура не изменилась. Потенциальная температура воздушной массы не изменяется, пока перемещения этой массы вызывают сухоадиабатические изменения. Во время сухоадиабатического процесса изменяются температура, давление, относительная и абсолютная влажность, но потенциальная температура не изменяется. Поэтому вы поймете, что потенциальная температура имеет важное значение, так как по ней можно, во-первых, характеризовать воздушную массу, а затем определить такие важные факторы, как устойчивость и неустойчивость.
Рис. 25. Вспомним рис. 18, изображающий состояние «безразличного равновесия». Если в какой-либо данный день наблюдаемый вертикальный
температурный градиент равен сухоадиабатическому градиенту, вы увидите, что потенциальная температура при подъеме и опускании массы ненасыщенного влагой воздуха будет оставаться постоянной, так как фактическая температура будет изменяться адиабатически и все время будет равна температуре окружающего воздуха. Поэтому воздух не будет вызывать или тормозить вертикальные перемещения и будет стремиться оставаться на месте. Вы должны хорошенько понять все это, так как я подхожу к самой важной части моих объяснений/
Рис. 26. Обычно наблюдаемый вертикальный температурный градиент атмосферы меньше сухоадиабатического, и, естественно, атмосфера имеет тенденцию к покою или устойчивости. Раз это так, потенциальная температура нормально должна увеличиваться с высотой. Кривая LD соответствует устойчивому равновесию (см. также рис. 21). Если температура в точке А повышается адиабатически до уровня, соответствующего 1000 мб в точке А0, а температуры в В, С и В также повышаются адиабатически до В0, С0 и Do, вы увидите, что в том случае, когда наблюдаемый вертикальный температурный градиент меньше сухоадиабатического, потенциальная температура с увеличением высоты повышается.
Рис. 27. На этом рисунке наблюдаемый вертикальный температурный градиент больше адиабатического (см. также рис. 21). Это, как вы знаете, является предпосылкой неустойчивого равновесия. Если взять температуры в точках А,
В, С, D и увеличить их адиабатически для приведения к уровню, соответствующему 1 000 мб в точках Д), В0, С0 и Д>, вы увидите, что потенциальная температура с увеличением высоты уменьшается. А теперь слушайте внимательно!
Рис. 28. Этот рисунок изображает теоретический случай конвекции (вертикального движения) и конденсации в атмосфере. Для объяснения того, что происходит в атмосфере, я беру здесь крайний случай.
Конвекция этого типа назы-
3 Полеты в облаках
вается «обратимым» процессом или, как мы будем называть его, процессом «с сохранением всей влаги». Основным свойством этого процесса является то, что во время подъема и конденсации, замерзания и сублимации (превращения пара в лед) вся влага (вода и лед) сохраняется в восходящей воздушной массе. Во время «стадии льда» или «стадии града» добавочное количество тепла, отдаваемое воздуху замерзающей водой, оказывается достаточным для того, чтобы помешать понижению температуры, пока вся содержащаяся в воздухе вода (не водяной пар) не замерзнет. Во время последней стадии пар превращается непосредственно в лед и снег, минуя стадию образования воды, так что температурный градиент приближается к обычному влажноадиабатическому температурному градиенту (градиенту для насыщенного воздуха).
Проследим теперь за подъемом воздуха и соответствующей ему кривой температуры. В точке А воздух содержит влагу, но не насыщен. По мере его подъема он охлаждается при сухоадиабатическом градиенте до точки, в которой достигается насыщение. От этой точки вверх (считая, что точка насыщения выше точки замерзания) насыщенный воздух будет охлаждаться при влажноадиабатическом градиенте, сохраняя всю конденсированную воду, как показано в середине рисунка слева. Непрерывное падение температуры при дальнейшем подъеме воздуха охладит воздух с содержащейся в нем водой до температуры замерзания. Вода в воздухе должна замерзнуть; предположим, что, пока вода замерзает, температура будет постоянной и равной 0° С в течение подъема, как было’объяснено выше и как показано в середине рисунка справа. После того как вся вода, содержащаяся в воздухе, замерзнет, температура снова начнет непрерывно падать при влажноадиабатическом градиенте, пока весь содержащийся в воздухе водяной пар не сконденсируется в точке В. При этом процессе можно, как вы видите, пройти через все стадии в обратном направлении по кривой от В до А, так что, теоретически, воздушная масса вернется в точку А при той же температуре и с тем же содержанием влаги, как до конвекции. Конечно, состояние, подобное только что описанному, не существует; мы рассуждали чисто теоретически. Бестолковый Джо может подумать, что воздушные массы поднимаются и опускаются с кусками льда, заключенными в них! Но мы с вами разбираемся в этом лучше.
Рис. 29. В процессе конвекции другого типа, называемого «необратимым» или «псевдоадиабатическим» процессом (мы будем называть его процессом «с потерей всей влаги»), вы заметите, что вместо того, чтобы удерживать во время конвекции конденсированную влагу, воздушная масса теряет всю влагу. Это — другой крайний случай, который мы приводим, чтобы помочь вам уяснить себе процессы конвекции и конденсации в атмо-
сфере. Если воздушная масса поднимается от точки А, то, пока она не насыщена, ее температура будет падать при сухоадиабатическом градиенте. По достижении точки насыщения, указанной на рисунке, этот воздух продолжает подниматься и охлаждаться при влажноадиабатическом градиенте (помните, что мы не говорим об окружающем воздухе). В течение этого периода, пока температура воздуха выше точки замерзания, вода по мере конденсации будет выпадать из воздуха, как показано на рисунке слева. Поэтому, когда температура упадет до точки замерзания, адиабатическая кривая для насыщенного воздуха не будет прервана кривой постоянной температуры по той простой причине, что в воздухе не осталось больше воды, которая могла бы замерзнуть, так как она вся выпала по мере конденсации. Переход совершается из «стадии воды» (или «стадии тумана») в «стадию снега» с осадками, выпадающими в виде снега при температурах ниже точки замерзания, как показано в левом верхнем углу рисунка. Достигнув точки В, воздух будет абсолютно сух, так как не содержит ни водяного пара, ни продуктов конденсации. Поэтому воздушную массу нельзя опустить обратно в точку А по кривой В А. Всякое понижение воздушной массы вызовет сухоадиабатические изменения, так как воздух абсолютно сух.
Посмотрим, что получится, если температуру в точке В будем повышать при сухоадиабатическом градиенте до точки С, находящейся на том же
з*
уровне, что и А. Температура воздуха в точке С будет гораздо выше, чем она была в точке А, так как температура повышалась гораздо быстрее, чем она 4 падала во время подъема из А в В. И здесь имейте в виду, что движение воздуха происходит не по наклонной линии вверх или вниз, как можно было бы заключить из чертежа; стрелки поставлены только для наглядности.
Температура в точке С называется «эквивалентной» температурой. Это название происходит от того, что эта температура равна той, которая получилась бы, если бы вся заключающаяся в воздухе скрытая теплота конденсации пошла на повышение температуры воздуха. При процессе «с потерей всей влаги» эта теплота сообщается воздуху благодаря конденсации при конвекции, и, когда воздух приходит в точку В, он потенциально теплее, чем был в точке А. Поэтому, если потенциально более теплый воздух опустится адиабатически на прежний уровень, он, естественно, будет иметь более высокую температуру, которая в данном случае и будет эквивалентной температурой. Запомните; эквивалентной температурой называется та температура, которая получается, как указано выше, для первоначального уровня воздуха, причем этот уровень может соответствовать любому уровню атмосферного давления.
Имеется еще одна важная величина, требующая объяснения; это — «эквивалентно-потенциальная» температура, или та температура, при которой масса сухого воздуха, находящаяся, скажем, в точке В, будет адиабатически переведена на уровень, соответствующий 1000 мб атмосферного давления. Вы понимаете, в чем дело? Тогда как эквивалентная температура может относиться к любому уровню давления, лишь бы это был первоначальный уровень, эквивалентно-потенциальная температура должна быть отнесена к уровню, соответствующему 1000 мб. Если температуру в точке С привести адиабатически к уровню, соответствующему 1000 мб, получившаяся температура в абсолютных градусах и будет эквивалентно- потенциальной температурой. Эквивалентная температура так же относится к эквивалентно-потенциальной, как фактическая температура к потенциальной. Другими словами, приводя фактическую температуру к уровню, соответствующему 1000 мб, мы получаем потенциальную температуру, Приводя эквивалентную температуру к уровню, соответствующему 1000 мб, получаем эквивалентно-потенциальную температуру. Вы уже знаете, что потенциальная температура остается неизменной при адиабатических изменениях насыщенного воздуха. Теперь вы видите, что эквивалентно-потенциальная температура остается неизменной при адиабатических изменениях как насыщенного, так и ненасыщенного воздуха. Вам не придется
слишком напрягать свое воображение, чтобы понять, как ценно это последнее свойство для метеоролога при определении различных типов воздуха, так как у холодного воздуха с низкой удельной влажностью будут низкие значения эквивалентно-потенциальной температуры, а у теплого воздуха с высокой удельной влажностью — высокие значения эквивалентно-потенциальной температуры. Благодаря такому свойству эта величина может служить характеристикой типа изучаемого воздуха.
Советую вам несколько раз перечитать эти положения, чтобы хорошо понять их, так как они составляют существенную часть прикладной метеорологии, и вы должны основательно освоиться с ними, прежде чем приступить к дальнейшему изучению предмета.
Вы уже знаете о местных незначительных перемещениях воздушных масс и о динамике их подъема и опускания в свободном воздухе. При перемещении крупных воздушных масс на большие расстояния масштаб всех явлений значительно возрастает. Крупные воздушные массы часто поднимаются и опускаются в виде обширных слоев. Часто наблюдается также, что, пока слой воздуха не насыщен влагой и находится в покое, он устойчив (как бы дремлет). Падение температуры внутри этого слоя в направлении снизу наверх меньше адиабатического. Однако, если относительная влажность внутри слоя уменьшается по направлению к его верху, нижние части слоя при подъеме насыщаются (благодаря охлаждению при расши< рении) раньше, чем верхние. После насыщения охлаждение нижних частей слоя идет при влажноадиабатическом температурном градиенте, т. е. медленнее, чем охлаждение при сухоадиабатическом градиенте; между тем верхние слои, в которых насыщения еще не произошло, будут продолжать расширяться с большим сухоадиабатическим градиентом, пока в свою очередь, так же не достигнут насыщения.
——— и, 1 д——————————- от С’доВ- ■ A Y L А охлаждается д » О Г и три опатноадиаоа-а Л « 0 тичесном ерадиенте. I Д < к _ г» а* ял W *- |
Рис. 30. Внимательно посмотрите на рисунок. Слой ненасыщенного воздуха, ограниченный снизу давлением в 1 000 мб, а сверху давлением в 900 мб, имеет наблюдаемый вертикальный температурный
градиент Hi?. Воздух находится рио. зо.
в устойчивом равновесии, так как его вертикальный температурный градиент меньше сухоадиабатического. Весь слой поднимается так, что давление внизу его становится равным 800 мб, а давление вверху—700 мб. Относительная влажность в А выше, чем в В, так что адиабатическое охлаждение вызовет насыщение в точке А, когда она перейдет в точку С. От С до А скорость охлаждения равна скорости охлаждения насыщенного воздуха. Нижняя граница слоя, находившаяся в А, останавливается в А’. Рассмотрим теперь точку В. В точке В более низкая относительная влажность заставляет поднимать эту точку на более значительную высоту, чтобы получить достаточно низкую температуру для насыщения. На рисунке точкой насыщения будет С’. От С до В’, точки остановки воздуха, находившегося первоначально в В, охлаждение происходит со скоростью охлаждения насыщенного воздуха. Теперь отметим вертикальный температурный градиент от А’ до В’. Он больше адиабатического, так как воздух насыщен и стал неустойчивым. До подъема вертикальные движения (турбулентность) внутри слоя были ограничены, так как он был устойчивым. Но после подъема переход в состояние неустойчивого равновесия значительно усиливает вертикальные движения внутри слоя. Умение распознавать это свойство «конвективной неустойчивости», особенно присущее воздушным слоям, чрезвычайно важно для вас и для метеоролога при определении того, какую погоду принесет подъем крупных масс исследуемого вами воздуха. Воздух может подниматься от различных причин: под влиянием местности и при взаимодействии различных по своим свойствам воздушных масс.
Рис. 31. На рис. 16 было показано, что фактическое расстояние, на которое надо переместиться вверх, чтобы получить данное падение атмосферного давления, увеличивается с высотой. Посмотрите теперь на рис. 31. Вы видите, что разность высот, соответствующая падению давления от 800 до 700 мб, меньше, чем разность высот, соответствующая падению давления от 600 до 500 мб. Это оказывает большое влияние на изменения, происходящие внутри слоев воздуха при их вертикальном перемещении. В левой части рисунка прерывистой линией указан адиабатический градиент для сухого (ненасыщенного) воздуха. Начиная слева, рассмотрим сначала слой воздуха между 500 и 600 мб с температурным градиентом ВС. Предположим, что этот слой опустится так, что давление у его верхней поверхности будет 600 мб, а у нижней 700 мб. С нагревается адиабатически, опускаясь в точку С0. В нагревается адиабатически, опускаясь в точку В0. Если бы расстояния, пройденные этими точками, были равны, температура изменилась бы на одну и ту же величину. Но разность
высот, соответствующих давлениям 500 и 600 мб, больше разности высот, соответствующих давлениям 600 и 700 мб. Поэтому С нагреется больше, чем В, так что слой ВС, находившийся в состоянии устойчивого равновесия, станет еще более устойчивым, опустившись в положение Д)С0.
Вторая температурная кривая BE относится к слою, находящемуся в состоянии неустойчивого равновесия. В опускается в точку В0, а Е— в точку Е0, нагреваясь адиабатически. Как сказано выше, вертикальное расстояние от Е до Е0 больше, чем от В до В0. Е нагревается больше, чем В, так что получившаяся кривая В0Ед соответствует менее неустойчивому равновесию воздуха.
Третья температурная кривая FG соответствует безразличному равновесию ненасыщенного воздуха (мы сейчас рассматриваем только ненасыщенные слои), так как наблюдаемый вертикальный температурный градиент равен сухоадиабатическому. Перемещение из F в Е и из G в G0 не вызовет изменений в состоянии равновесия воздуха, так как обе точки нагреваются адиабатически по кривой, соответствующей наблюдаемому вертикальному температурному градиенту. Состояние безразличного равновесия удержится.
Из этого рассуждения запомним, что опускающиеся слои воздуха становятся более устойчивыми.
Может быть, вы заметили в одном из своих полетов, наблюдая за термометром для наружного воздуха, что температура вместо того, чтобы понизиться, увеличилась при наборе высоты. Это явление называется «инверсией». Инверсии имеют большое значение для прогноза погоды, и вы должны ознакомиться с условиями их образования и сохранения. А сейчас отметим, что инверсия усиливается при опускании воздуха.
Рис. 32. Продолжительная, турбулентная конвекция (вертикальные движения воздуха малыми струйками) вызывает основательное перемешивание воздуха в слоях, охваченных этими вертикальными движениями. Как было показано на рис. 26, потенциальная температура в свободной атмосфере в большинстве случаев повышается с увеличением высоты. Если в каком-либо слое воздуха возникает турбулентность, воздух, опускающийся с верхней границы турбулентности, подойдет к нижней ее границе более теплым, чем воздух, первоначально находившийся на нижней границе (как точка Т), опустившаяся в :Д>, на рис. 26). На рис. 32 воздух, поднимающийся с малой высоты в верхние части слоя турбулентности, будет холоднее воздуха, опустившегося вниз. Вы можете представить себе, что продолжительная турбулентность стремится установить в слое турбулентности адиабатический температурный градиент. Температурный градиент внутри слоя турбулентности (адиабатический) будет больше, чем температурный градиент воздуха, лежащего непосредственно над слоем турбулентности, так что при подъеме от верхней границы турбулентности в более спокойный вышележащий воздух будет наблюдаться повышение температуры.
На рисунке кривая АЕ изображает наблюдаемый температурный градиент до возникновения турбулентности. После продолжительного обмена воздуха между нижней и верхней границами слоя турбулентности температурный градиент изменяется, как показано на рисунке прерывистой линией ВС. Этот температурный градиент равен или почти равен адиабатическому. Воздух над точкой С, не затронутый турбулентностью, сохраняет прежний температурный градиент DE. Район от С до D, в котором наблюдается повышение температуры, называется «инверсией».
Непосредственное значение этого явления заключается в том, что, летя над слоем турбулентности, вы будете находиться в спокойном воздухе, тогда как полет под инверсией сопровождался бы «болтанкой». Другим очень важным последствием инверсии этого типа является ее влияние на образование низких облаков.
Рис. 33. Вы уже знаєте из рнс. 31, что опускающиеся слои воздуха становятся более устойчивыми благодаря адиабатическому нагреванию. В холодных воздушных массах, наличие которых указывается большими областями высокого давления, наблюдается медленное опускание воздуха, так называемое «оседание», особенно в верхних слоях. Это постепенно распространяющееся опускание и адиабатическое нагревание воздуха обычно не доходит до уровня земли; оно доходит лишь до верхней границы слоя турбулентности, как указано на рис. 33. Этот понижающийся воздух, который, как сказано выше, имеет более высокую потенциальную температуру, чем нижележащий воздух, дойдет до верхней границы слоя турбулентности при гораздо более высокой температуре, чем температура воздуха внутри слоя турбулентности. Кривая АВ на рисунке указывает зону инверсии, или повышения температуры, при подъеме. Влияние этого явления на полет объяснено в предыдущем абзаце. Сочетание турбулентности с опусканием (оседанием) воздуха, создающее инверсию, может вызывать значительное повышение температуры в зонах инверсии. Зимой можно нередко наблюдать разницу температур в 10—15° С. Попутно заметим, что, несмотря на то, что многим из наших рисунков придан наглядный вид, они являются воспроизведениями диаграмм, построенных по фактически полученным данным.
Рис. 34. Ночью земля охлаждается, излучая тепло в пространство. В ясные ночи, когда нет облаков, отражающих тепло обратно к земле, охлаждение усиливается. Воздух, соприкасающийся с охлаждающейся землей, естественно, тоже охлаждается. Таково, например, явление контактного охлаждения воздуха, прилегающего к земле при поземном тумане. Как показано на рис. 34 , температурный градиент, наблюдаемый в воздухе, по мере охлаждения земли изменяется. В 22 часа воздух находится в состоянии устойчивого равновесия, но инверсии еще не происходит. У поверхности земли наблюдается легкая дымка. В 2 часа охлаждение воздуха, соприкасающегося с землей, вызывает развитие инверсии между охлажденным воздухом и сравнительно более теплым вышележащим воздухом.
Наблюдается более густая дымка. К 4 час. земля еще более охладится, к 6 час. охлаждение станет еще большим, причем слой охлаждающегося воздуха станет толще, и появится поземный туман, сильно уменьшающий видимость у поверхности земли. Вы помните, что точкой росы называется температура, до которой должен быть охлажден воздух, чтобы быть насыщенным влагой до предела. Легко понять, что во время ночного охлаждения прилегающий к земле воздух может охладиться до точки росы, что приведет к конденсации влаги в туман. При легком ветре слой поземного тумана будет более мощным, чем в совершенно тихую ночь, так как возникающая при этом незначительная турбулентность вызовет циркуляцию большего количества охлаждающегося воздуха. В совершенно тихую ночь слой тумана будет очень тонким. Подобные условия представляют известную опасность, правда, не при полете, но при посадке. Видимость часто значительно уменьшается, временами падая до нуля. После восхода солнца, когда температура земной поверхности начнет повышаться, инверсия у поверхности земли прекращается, и поземный туман рассеивается.
Рис. 35. Дальше, при рассмотрении атмосферных фронтов, вы узнаете, что холодный плотный воздух подтекает под теплый, более легкий воздух или вытесняет его. Другими словами, холодный воздух действует как клин, по которому поднимается теплый воздух. Как показано на рис. 35, на котором видно, как теплый воз-
дух протекает над холодным, наблюдается повышение температуры при подъеме из нижнего слоя холодного воздуха в верхний теплый. В нашем примере температура повышается с 1,5° до 7,5° С в зоне инверсии. Повышение температуры на такую и даже большую величину наблюдается нередко.
версией этого типа и рассмо-
тренными выше заключается в том, что там, где теплый воздух натекает на более холодный, происходит увеличение содержания влаги (удельной влажности), тогда как при инверсиях ранее описанного типа повышения удельной влажности обычно не бывает. Значение этого явления для полетов заслуживает более подробного рассмотрения, которое последует ниже.
Рис. 36. Лучеиспускание из воздуха в пространство, если рассматривать его как причину инверсии, ничтожно мало. Лучеиспускание этого типа незначительно. Но, как показано здесь, под нижней границей уже возникшей инверсии может образоваться скопление посторонних частиц. Эти частицы (дым, пыль и т. д.) поднимаются до нижней границы инверсии находящимся под ней турбулентным воздухом и распространяются вширь. Лучеиспускание этого богатого посторонними частицами слоя А вызывает усиление инверсии.
Разница между сухоадиабатическим температурным градиентом и наблюдаемым вертикальным температурным градиентом заключается в том, что первый является величиной постоянной.